Организация трансляций. Когда «вашу маму и там, и тут передают…»
ИРИНА КЛЕПИКОВА
РУКОВОДИТЕЛЬ PRODUCTION-ОТДЕЛА
Трансляция видео – это передача звука и изображения в онлайн-режиме. Конечно, в профессиональных кругах этот жанр всегда существовал. Вы смотрите трансляции спортивных соревнований, концертов и церемоний открытия олимпиад, но не все задумываются о том, сколько работы было проделано, чтобы зритель мог увидеть происходящее из любой точки мира. Пандемия же вывела трансляции в общее пользование таким образом, что с ней столкнулся каждый.
В процессе создания профессиональной трансляции участвуют несколько операторов (2 или 3 на каждой площадке включения), видеоинженер, который решает какую камеру выводить в эфир, чтобы её видел зритель (или несколько видеоинженеров, если точек вывода несколько), ведущий, группа или другие выступающие, которых снимают, организаторы, следящие за точностью процессов на каждой точке вывода, а также специалисты компьютерной графики, заранее нарисовавшие графическую часть трансляции (заставки, титры, обложки, лого канала и прочее). В среднем, это около 30 человек.
За время своего существования IDEAFIX GROUP успела сделать не один десяток трансляций. Мы адаптировали передачу данных под конкретную локацию, аудиторию и задачу клиента. В онлайн-формате прошли такие мероприятия, как Шахматный турнир для компании «Фортум», концерт ко дню железнодорожника для ЮУЖД, выступление филармонического оркестра для группы компаний «Магнезит» и несколько частных проектов.
На основе такого большого опыта я бы разделила трансляции на пять типов:
Тип №1. Трансляция здесь и сейчас. Главная цель – показать то, что происходит на сцене. Операторы в прямом эфире транслируют происходящее на сцене на экраны этой же площадки, чтобы задним рядам было видно, что происходит, или чтобы крупными планами выделить лица исполнителей и детали происходящего. Обычно такая трансляция не уходит в онлайн-формат, а иногда вообще не записывается, если такой задачи не было от клиента.
Например, на фестивале «Музыка И…», приуроченном к международному фестивалю классической музыки им. Е.В. Образцовой «Кармен», для группы компаний «Магнезит» в городе Сатке в 2019 году мы транслировали симфонический оркестр, выступавший в ДК Магнезит, на уличный экран, чтобы его могли увидеть все желающие. За день до этого на той же сцене мы дублировали на экраны выступление группы «Пролетарское танго», чтобы даже задним рядам было видно детали исполнения и лица участников.
Другой пример подобной трансляции был на ежегодном благотворительном забеге «Достигая цели!» для компании РЖД, где на экраны транслировались не только говорящие со сцены люди, но и победители забегов в каждой категории.
Тип №2. Трансляция онлайн. Событие происходит в одном или нескольких местах и транслируется на платформу, к которой может подключиться любой желающий. Таким образом, например, мы провели трансляцию концерта для ЮУЖД, посвященную дню железнодорожника, и выводили в эфир исполнителей с четырёх разных точек в Челябинске, а также хедлайнера вечера из музея железных дорог России в городе Санкт-Петербурге. Вы до сих пор можете посмотреть запись видео по ссылке на Ютуб.
Помимо концертов, транслируются и спортивные соревнования. У нас был опыт работы с ПАО «Фортум» по трансляции шахматного турнира одновременной игры с гроссмейстером. Он включал в себя не только трансляцию самой игры, но и разбор партий проигравших, которые проводил профессиональный игрок, а также двух комментаторов, следивших за ходом игры, попутно обращая внимание на важные моменты общего турнира.
Тип №3. Трансляция записи. Не всегда удаётся провести прямое включение во всём объёме, иногда, например, можно показать часть материала в записи, а иногда в записи выходит и вся трансляция целиком, как было с одним из наших частных проектов. Мы создали поздравительные видео общим хроном порядка 30 минут, в котором семья поздравляла папу с днём рождения, и за две недели до показа оказалось, что все члены семьи не смогут присутствовать в одном месте, поэтому будет удобно подключаться онлайн. Для того, чтобы показ был одновременным сюрпризом для всех, мы предложили трансляцию и просто вывели в эфир готовый видеофайл. Таким образом, премьерный показ был у всех в одно время, хотя зрители находились в разных часовых поясах. А для того, чтобы показ оставался приватным, мы сгенерировали закрытую ссылку и разослали её только участникам.
Тип №4. Телемост. Телемост – это не самостоятельная единица формата, а обычно только часть event-мероприятия. В основном его используют на корпоративных мероприятиях, чтобы связать площадки в разных городах или поговорить с представителями других филиалов. Такое включение кратковременное (несколько минут) и часто происходит несколько раз за вечер.
Тип №5. Онлайн-мероприятие. Формат, который получил широкое распространение во времена пандемии, когда даже субботние вечера с друзьями вышли в онлайн-режим. Но мы пошли дальше и организовали полноценный онлайн-юбилей для одного из наших клиентов, собрав 30 близких друзей в одной конференции и даже пригласив хедлайнера – Стефана Ридли. На самом деле, такое мероприятие содержало и элементы организации классического event-мероприятия. Мы организовали доставку элементов декора и кейтеринг в квартиру каждого участника, включая праздничный торт и свечи, чтобы создать атмосферу праздника в каждой отдельной квартире. После того как гости пообщались, на связь вышел хедлайнер вечера Ридли, который лично поздравил именинницу и сыграл для неё несколько композиций.
В общем, если вы хотите транслировать мероприятие во всемирную сеть или вам нужен надежный подрядчик для организации этого сложного процесса, то наша команда профессионалов IDEAFIX GROUP.