Откуда берутся идеи?
АЛЛА КУРЕНКОВА
CEO IDEAFIX GROUP
Вы же не станете отрицать, что все начинается с идеи.
Идеями можно болеть, ненавидеть их, уставать от них, нуждаться в них, но только не жить без них.
Даже если вы не считаете себя креативным, прожить без идеи не удастся и дня: так устроен человек, просто вы не осознаете эти мысли как идеи. Если же начнете мониторить свой мыслительный процесс, то поймете, что каждый день выдвигаете массу идей – от «что сегодня надеть» и «что бы такое съесть» до «что подарить другу» и «в какой цвет покрасить стены в ванной». Какие-то из идей мы быстро забываем, а с какими-то живем месяцы и даже годы, как ученые, вынашивая свое изобретение. И только когда твоя жизнь становится тесно связана с ежедневной генерацией идей, ты можешь осознать всю силу и гибкость человеческого мозга, способного натренироваться на что угодно, понять одновременную сложность и простоту получения результата и почувствовать наркотическую зависимость от необходимости создавать новые идеи и решения – мозг уже трудно остановить.
И вот тогда попадаешь в ловушку: для генерации новых и новых идей необходимо постоянное развитие – визуального и слухового каналов, пластичности мозговых структур, интеллектуального бэкграунда и эмоционального интеллекта. Креативный мозг поглощает много информации, распределяет ее в зависимости от канала восприятия, важности и эмоциональной градации в разные зоны и требует следующей порции. Креативная мышца нуждается в регулярных тренировках. Для накопления полезной и интересной информации в вашем мозге, для повышения уровня его креативности и развития пластичности предлагаю список видов деятельности, которые практикую сама.
Источники питания креативного мозга:
• Окружайте себя интересными, открытыми новому, умными и смелыми людьми.
• Посещайте музеи и выставки в вашем городе, но особенно в мировых культурных столицах.
• Ходите на концерты живой музыки (классика и джаз в большей мере расширяют границы восприятия мозга).
• Осуществляйте мониторинг (бенчмаркинг) лучших компаний вашей сферы деятельности (или ваших интересов) в России, Европе и Америке.
• Проводите творческие игры по типу «Имаджинариум» в хорошей компании.
• Организуйте регулярные креативные сессии в разных форматах.
• Займитесь рисованием, музыкой или танцами.
• Чаще бывайте на природе, наблюдайте восходы, закаты и различные ландшафты.
• Подпишитесь на интересные вам тематические каналы в Telegram, Youtube и других источниках.
• Не только изучайте новости в сфере своих непосредственных интересов, но и интересуйтесь другими сферами жизни, расширяйте кругозор.
• Читайте книги по креативному мышлению, работе мозга и не только, например, эти:
1. Барбара Оакли "Думай как математик"
2. Джулия Кэмерон "Путь художника"
3. Джон Медина "Правила мозга"
4. Майкл Микалко "Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно"
5. Даниэль Канеман "Думай медленно, решай быстро"
6. Дик Свааб "Мы - это наш мозг"
7. Эдвард де Боно "Шесть шляп мышления"
8. Элхонон Голдберг "Креативный мозг"
9. Чип Хиз, Дэн Хиз "Сделано, чтобы прилипать"
• Перечитывайте «Алису в стране чудес» и «Маленького принца» ...
• Смотрите фильмы, раздвигающие ваши привычные ментальные границы и развивающие фантазию, например:
1. «Куда приводят мечты» Винсента Уорда
2. «Быть Джоном Малковичем» Спайка Джонза
3. «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо
4. Сериалы в стиле «фэнтези» или научной фантастики (например, «Черное зеркало»)
5. А также конференции TED на тему креативности и пластичности мозга
• Записывайте в телефон или в блокнот идеи, которые вас впечатлили или могут стать полезными. Поначалу это будет общий список, но, по мере накопления информации, вы начнете делить этот список на темы.
• Будьте любопытны и не уставайте удивляться, ведь это бодрит мозг.
Вы начнете замечать в обычных вещах ИДЕИ, оценивать красоту, простоту или, наоборот, сложность идеи, додумывать ее или /и вдохновляться. Будете ловить себя на мысли, как эргономично и ладно создан стол или до чего же красивый изгиб у этой ветки. Все вами увиденное, повторюсь, никуда не затеряется в вашей голове и однажды сработает на вас.
Вы наверняка слышали фразу, что все уже давно придумано и теперь только повторяется. Отчасти это правда. Но с большой оговоркой. Люди, по-настоящему творческие, вдохновляются, а затем переносят идею из одной области в другую, переосмысливают, видоизменяют ее и рождают в своем мозге уже абсолютно новую идею. Ученые называют этот процесс рекомбинацией, или экзаптацией.
Так закручивается круговорот идей в вашей голове.
Но однажды вы устанете от этого круговорота, и это хороший знак. Потому что за этапом накопления и поглощения информации (этап концентрированного мышления) мозг должен перейти в другую стадию – стадию обработки и переваривания информации (этап рассеянного мышления), во время которого и происходят все великие открытия. В этот момент можно поймать себя на мысли, что к вам приходят «неожиданные» замечательные идеи. Но серендипность (якобы внезапная вспышка, случайная догадка-открытие) – вовсе не неожиданность для вашего мозга.
Для него этот процесс сродни медитации, когда мысль блуждает по всем отделам, неуправляемая сознательно, и сама находит нужные вам связи. У вас в голове происходит «инсайт» – вспышка, ваше личное открытие. Вам может показаться, что оно взялось из ниоткуда, но на самом деле это результат вашего погружения в информацию, то есть первого этапа мозговой деятельности.
Именно поэтому в нашем агентстве часто используем креативные техники с эффектом инкубирования – проще говоря, делаем достаточные временные интервалы между креативными штурмами и затем возобновляем их в разных техниках. А так как обычно у нас несколько проектов одновременно, а внутри них есть разные темы для размышлений, процесс сбора креативной команды практически не прерывается – мы просто переключаемся с одной темы на другую.
Что касается «креативной команды», в агентстве мы практикуем технику «свободного штурма», которой кто-то из российских креаторов дал название «free-for-all», когда любой сотрудник нашей компании может принять участие в штурме. Это очень эффективно, так как у людей разный бэкграунд и разные взгляды, часто не зашоренные постоянной задачей выдавать креатив. Постепенно сотрудники, не связанные напрямую с креативом, привыкают к участию в штурмах и раскрепощаются. В итоге, часто идея, поданная кем-то из отдела production, ивент-менеджером или аккаунт-менеджером, вырастает в жизнеспособную и яркую историю.
Какие креативные техники мы используем:
• Мозговой штурм – классический способ создания идей. Основные правила – подготовиться к штурму, собрав как можно больше информации; на встрече безоценочно сгенерировать по максимуму разных, даже самых безумных идей и затем комбинировать, изменять их; ранжировать отобранные идеи и попытаться развить каждую стоящую. Чаще всего этот процесс проходит в 2-4 этапа с перерывами в день-два. Таким образом мы чаще всего придумываем идеи и концепции фильмов, а также сценарии видеороликов.
• Ментальные карты – также очень известный способ найти интересные ассоциации по теме. В центре доски пишем (рисуем) объект/вопрос/проблему и вокруг него/нее подбираем всевозможные ассоциации, сначала крупные «ветки», затем от каждой отходят все более мелкие «веточки»-ассоциации, пока не исчерпаем свою фантазию и не увидим огромный клубок вокруг нашей проблемы. Далее находим интересные ассоциации на разных «ветвях», соединяем между собой различные варианты ассоциаций и придаем этим соединениям новый смысл – техника напоминает действия детективов из фильмов, когда они ищут связи между подозреваемыми. Этот метод хорош (для нас) при работе над конкурентным преимуществом бренда, создании конкурентной концепции продвижения.
• Отдаленные ассоциации – метод вербальной креативности, при котором мы выбираем три слова, имеющие отношение к изучаемому предмету, но характеризующие его разные стороны (ценности). Чем дальше по смыслу и ассоциативным связям будут слова, тем лучше. Далее задаемся вопросом и ищем слова, с помощью которых все три слова связаны единым смыслом или образом. Работая в области брендинга, мы можем использовать этот метод, например, для создания ядра бренда.
• Латеральное мышление или метод фокальных объектов – называем объект/идею/проблему и выбираем несколько произвольных слов, совсем несвязанных ни с объектом, ни друг с другом; описываем свойства этих предметов и наделяем этими свойствами наш объект, в результате чего он обрастает новыми свойствами, а затем выбираем самые сильные сочетания. Таким способом мы можем создать нечто совершенно новое.
Креативных методик очень много, чтобы найти «свою», пробуйте, отвергайте, объединяйте.
На мой взгляд, главное – не в самой методике, а в том, насколько глубоко вы сами погрузились в рабочую тему и даете ли вы мозгу отдыхать, чтобы он мог делать часть работы за вас.
Таков общий механизм возникновения идей. В следующих статьях моя коллега Евгения Моркина расскажет вам, каким образом мы разрабатываем конкретные концепции для конкретных проектов так, чтобы «попасть» в клиента, и какие инструменты для этого используем.
Если ваша работа связана с генерацией идей, у вас наверняка есть свои работающие инструменты, лайфхаки, любимые книги. И помните, что в скором будущем останется немного видов деятельности, которые невозможно будет заменить искусственным интеллектом, и создание креативных идей – одна из них.
До новых встреч!
АК