Почему мы креативны?

Моркина Евгения_для статей.png

ЕВГЕНИЯ МОРКИНА
АРТ-ДИРЕКТОР IDEAFIX GROUP


1600 руководителей из 60 стран мира независимо друг от друга назвали главным навыком устойчивости в будущем креативность (IBM, 2010). Этот гибкий навык назван трендом 2020 года (и по версии LinkedIn). В условиях диджитализации мира именно творчество – отличительный вектор развития человека.

Можно ли стимулировать креативность или это дар свыше? Именно в этом вопросе главный нерв и предмет исследования данной статьи.

Само ее название одноименно проекту немецкого режиссера, известного рекламщика и маркетолога Германа Васке, который более 20 лет исследует природу креатива, снимая документальные фильмы с яркими селибрити кино, рекламы, искусства и цифрового мира.

01.png

Творческое мышление понимается как процесс взаимодействия между креативной личностью и средой, способствующей творчеству.


Из чего берет начало творчество

Может из Божественного, но я так не думаю. Может из повседневного, из пройденной большой академической школы и потом найденного своего стиля, или, напротив, – из серии неудач и собственного пути. Чтобы найти творческое решение, несомненно, нужно подготовить платформу, иметь background. Но есть, безусловно, и то, что может послужить толчком, стимулом к творчеству. Это качества творца или его особый путь к идее.

Благоприятные аспекты для развития креативности:

1. Открытость, внимание к окружающему миру, способность принять новый опыт. Здесь есть пример индийского режиссера Миры Наира. Она выросла практически в трущобах, но, последовав за большим детским вдохновением от игры бродячего театра, нашла свой путь и призвание (Оскар, Золотой лев, Сезар).

2.png

2. Сложные периоды жизни. Часто в них рождаются самые пронзительные работы творцов. Так, романист Ричард Форд, лауреат Пулитцеровской премии, от природной дислексии пришел к своему литературному стилю.

3.png

3. Преодоление пределов ведет к поиску своего голоса. Так, скульптор Ричард Серра, пораженный полотном Диего Веласкеса, осознав свою ограниченность в этом, ушел из живописи, позже найдя себя в скульптуре. Сегодня он почётный доктор в Йеле, Гарварде, Лондоне. Или поражает история самого продаваемого в мире джазового концерта на пианино. Это «Кельнский концерт» американского музыканта Кита Джарретта. Сначала музыкант отказывался от выступления: пианино не настроено, звук был слабым, залипали черные клавиши. Но все эти особенности в итоге были виртуозно обыграны, и концерт стал легендой.

4 (1).png

4. Принятие потери. Смерть, драма, война, насилие – из такого трагического напряжения подчас рождается прекрасное, будоражащее искусство. Доказательством тому - работы фотографа Джоэла Мейеровица: «Всемирный торговый центр, 11 сентября».

4 (3).png

5. Замедленная многозадачность. Казалось бы, абсурдный тезис, ведь масса проектов вызывают у всех стресс, панику, защитную прокрастинацию. Но есть другое следствие. В 60-х гг. психолог Бернис Эйдисон исследовала характер, привычки, график дня, особенности 40 ведущих ученых. Ее волновало, почему эти уникумы ведут некоторые проекты всю жизнь. И она нашла нечто схожее: большинство творчески активных ученых в их первых 100 работах меняли тему 43 и более раза. Чарльз Дарвин в разные периоды жизни занимался зоологией и геологией, психологией и ботаникой, экономикой и эволюцией человека. Кроме того, он был главным экспертом по ракушкам и дождевым червям. Иногда он отходил от темы, затем снова возвращался, ведя некоторые исследования десятилетиями, и в итоге совершил революционные открытия совершенно в разных областях.

Впрочем, и спортсмены знают о преимуществах кросс-тренинга. И он применим не только для развития мышц – кросс-тренинг ума также может быть полезен. Параллельное увлечение может сделать человека уникальным и в базовой специальности. Известно исследование, где искусствоведческий курс, пройденный студентами-офтальмологами, повысил их уровень глазной диагностики.

6. «Щепотка хаоса». Эволюционный подход, пошаговый алгоритм, тысячи одинаковых попыток иногда важны, но зачастую заводят в тупик. Тогда можно попробовать это. Сумасшедшие подходы, глупые методы, абсурдные идеи вдруг приводят к неожиданным решениям или открытиям. Таков метод Брайан Ино (композитор эмбиентной музыки, работал с Дэвид Боуи, U2, DEVO, Coldplay): в начале репетиции он достает одну карту из своей авторской колоды. В ней – неожиданное предписание действий, например: «Поменяйтесь ролями», «Усильте постыдные детали», «Совершите резкое, разрушительное действие» и т.д. Судя по всему, это дает новый неожиданный ход творчеству.

6.png

Признаки originals

Один из путей стать креативным оригиналом – изучить опыты лучших из них. Вот что сказал Стив Джобс: «Сумасшедшие. Неудачники. Бунтари. Нарушители спокойствия. Круглые колышки в квадратных отверстиях. Те, кто видит вещи по-другому... Люди, достаточно безумные, чтобы думать, что могут изменить мир, делают это».

Также организационный психолог Адам Грант, изучавший истории великих «originals», новаторов, первопроходцев, отмечал: «Все они активно «выдают» множество проходных идей, получая несколько хороших». Еще несколько наблюдений за творцами:

1. По исследованиям, среди креативных личностей больше прокрастинаторов, чем прекрастинаторов. В эксперименте по созданию новых бизнес-идей умеренные прокрастинаторы оказались на 16% креативнее «отличников», приступивших сразу.

8.png

9.png

2. Впрочем, не обязательно быть первым. Процент неудач у «первопроходцев» –47%, а у усовершенствователей всего 8%. Примеры: Facebook, который запустился после Myspace и Friendster, или Google, что вошел на рынок через несколько лет после Altavista и Yahoo.

«Если я и видел дальше других, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов.»

Исаак Ньютон, о важности опыта первых ученых.

10.png

3. В творчестве важен верный вектор сомнений: сомнение не в себе, а в идее. И тогда, как не раз было в истории науки, – длительный, пусть и безрезультатный поиск, может дать эффект вюжаде (антоним дежавю) – новый взгляд на сотни раз виденное.

4. Большее количество бесстрашных попыток. Бах, Бетховен, Моцарт написали сотни композиций, а из них – лишь считанное количество бессмертных шедевров. Есть и исключения, как гений не такого плодовитого Вагнера. Но статистика открытий и шедевров говорит в пользу большего количества попыток.

11.png

5. Важно уметь найти нестандартный креативный подход, совершить выход за рамки привычного. Лишь так в показательной здесь графической задаче можно соединить 9 точек 4 линиями. Этому помогает то самое умение, не замыкаться в одной области знаний, а пытаться развиваться в смежных, а лучше противоположных сферах.

Техники поиска решения

Креативных техник создано множество, все они призваны нарушить привычный ход мыслей, помогая мозгу перейти в режим генерации новых идей. Вот лишь некоторые из методик:

1. Постановка задачи перед сном. Люди, играющие перед сном в Tetris, видят похожие на игру сны. Аналогично работает метод «Автобус, кровать, ванна», в котором мозг, отпущенный в «свободное плаванье» с определённой задачей, может дать искомую идею.

2. Техника рисования. Мыслите визуально. Моторика, зрение и работа мозга дают неожиданные решения, открывая путь интуитивным прозрениям. Также рисование приближает нас к реальному миру, а не к ярлыкам о нем. У языка есть пределы, о них говорил еще Тютчев: «Мысль изреченная есть ложь». У себя в голове мы мыслим образами, ощущениями, они ближе к сути, перевод мыслей в слова искажает идею.

3. Соединение несоединимого дает новый ход. Техник такого рода множество. Например, поиск связи между двумя произвольными образами: Image brainstorming или метод случайных слов Random words.

Так что же такое креативность – дар свыше или профессиональный навык?

Ответим на главный вопрос статьи по-восточному. Так метафорой процесса творчества может быть японская ручная керамика Раку. В ее трещинках, вмятинах, неровностях запечатлено само естество, процесс создания сосуда, это и есть уникальное искусство во всей его неправильности. Сосуд Раку в галерее Фрира – это уже артефакт, разбитый, но восстановленный: трещины на нем еще и подчеркнуты золотой краской, иллюстрируя, что и из осколков чужого может быть создано нечто новое, и в нем появится уже своя красота.

12.jpg

P.S. Про источники личного вдохновения в моих следующих публикациях.


Все статьи